В мазутном хозяйстве можно выделить следующие ключевые позиции: устройство для приема мазута, хранилище мазута, емкость для присадок, фильтры очистки,подогреватель мазута, охладители, в которых охлаждается конденсат, трубопроводы, разнообразные насосы.
Мазут доставляется к котельным в цистернах посредством железнодорожного или автомобильного транспорта. Температура подогрева мазута зависит от марки топлива и колеблется от 30 до 60 градусов. Чтобы подогреть мазут, как правило, используется пар, насыщенный или слабоперегретый, который подается непосредственно в цистерну. Но при такой технологии возникает обводнение мазута. Чтобы этого избежать применяют переносные змеевиковые подогреватели. После этого, проходя через специальные фильтры, для удаления механических примесей, мазут попадает в хранилище. При этом в процессе слива мазута какая-то его часть неизбежно проливается, поэтому площадки со сливными устройствами в обязательном порядке должны быть оборудованы стоком для пролитого мазута.
Резервуары для мазута делаются из металла или железобетона, могут быть как надземными, так и подземными. При этом подземные железобетонные резервуары имеют более высокую противопожарную безопасность, долговечность и экологичность.
Для подогрева мазута в хранилище используются различные методы. Это могут быть устанавливаемые паровые подогреватели, которые погружаются в мазут, расположенные в нижней части резервуара с мазутом. Также используются шахтные, секционные или электрические подогреватели. Помимо внутренних подогревателей, могут применяться и наружные подогреватели. Кроме того мазут может подогреваться в мазутопроводе, или непосредственно перед сжиганием в форсунках.
Далее мазут подается к котлам посредством одной из трех схем, в зависимости от типа топлива. Циркуляционная схема применяется в тех случаях, когда используется высоковязкий мазут, и котельная практически все время работает на мазуте и лишь изредка на газе. Тупиковая схема используется в случае маловязких мазутов, в этом случае котельная, как правило, функционирует постоянно на нагрузках, имеющих значение выше среднего. В случае комбинированной схемы работа котельной осуществляется при неравномерных нагрузках и постоянных переходов с одного вида топлива на другой (газ-мазут).