Первые самосвалы встали в строй в 30-х годах прошлого века.
До того примитивные автомобили, выпущенные зарождавшимся автопромом, приходилось разгружать вручную. Естественно, высокая скорость освобождения кузова резко повысила производительность строительной и добывающей отрасли. При этом, использование самосвалов всегда ограничено хрупкостью грузов, но есть такие виды перевозок, где этот транспорт незаменим.
Самосвалы имеют свою специализацию: в основном она связана с грузоподъемностью и типом опрокидывания кузова – он может быть задним или боковым. Самосвалы настолько востребованы, что их считает своим долгом производить любая фирма, выпускающая грузовые автомобили, будь то белорусский МАЗ, Volvo или MAN: для некоторых фирм, например, китайской shaanxi самосвалы являются основным видом выпускаемой продукции.Самовал SHAANXI F3000
Естественно, что основным пользователем автомобилей с самостоятельным опорожнением кузова, являются отрасли, где требуется перевозка больших объемов сыпучих грузов – строительство, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство. Соответственно, и грузовики этого класса имеют свою специализацию. Если для перевозки сыпучих стройматериалов, вывоза и доставки на объекты грунта, подойдет практический любой самосвал, то зерновозы специально оборудуются дополнительными уплотнителями, которые предотвращают потери продукта в пути.
Отдельным классом являются карьерные самосвалы. В производстве этих машин главное внимание конструкторы уделяют мощности двигателя и надежности шасси. Неважно, будь то китайские самосвалы для работы на добыче полезных ископаемых, отечественные, или европейские – все они отличаются огромными размерами, объемом кузова и грузоподъемностью.
Поскольку автомобилестроение, а особенно – выпуск грузовых машин, является сложной и высокотехнологичной отраслью, то, в рамках всеобщей тенденции глобализации производства, в этой индустрии нередки слияния компаний, позволяющие совместно использовать опыт, полученный каждым из производителей. Объединяются компании из Швеции и Японии, Америки и Индии. Не так давно MAN принял «под свое крыло» китайскую shaanxi – одного из основных производителей грузовиков и армейских транспортеров этой страны. В итоге подобных объединений рынок самосвалов получает с каждым годом все более мощные, производительные и надежные машины для доставки грузов.