На российский рынок сегодня поставляется различное оборудование для нефтебаз и АЗС - устройства верхнего и нижнего налива, эстакады, перекидные лестницы.
Основным способом транспортировки нефтепродуктов является трубопровод. Самые большие объемы углеводородного сырья перекачиваются именно этим классическим способом. Затем для менее объемной, но более точной отгрузки, в зоны, где отсутствует трубопровод, используется железнодорожный транспорт, а в зоны, где не нужны большие объемы или отсутствует железная дорога- автотранспорт. Для транспортировки по воде используют нефтяные танкеры.
Этапы перекачки углеводородного топлива можно условно подразделить на три: НПЗ – нефтебаза, нефтебаза – АЗС, АЗС – конечный потребитель. Поскольку чаще всего на всех этих этапах используются авто или железнодорожные цистерны, возникает потребность использовать такое оборудование для азс и нефтебаз, как устройства налива (в цистерну) и слива (из цистерны).
Устройства налива бывают верхнего и нижнего типа. Для железнодорожных цистерн это чаще всего верхний тип, это обусловлено отсутствием возможности маневра поезда на рельсах и необходимостью наполнения большого количества цистерн в короткие сроки. Для обеспечения доступа персонала к высоким частям налива используется такое оборудование для нефтебаз как эстакады, откуда, с помощью перекидных лестниц, рабочие могут перейти на сами цистерны.
Естественно, что самотеком нефтепродукт может идти только при условии малой вязкости и точки слива снизу, во всех остальных случаях для откачки оного используются специальные насосные установки, крутящий момент на которых может передаваться ременным редуктором или муфтой.
Принципы их действия одинаковы – будь то топливо, масла, авиатопливо, техническая вода и такие растворители как эфиры, кетоны, а также спирты, ароматики и другие жидкости. Однако инженерное исполнение насосов отличается в зависимости от физических и химических характеристик в каждом конкретном случае. Например для сжиженного газа оборудование должно иметь повышенную прочность и герметичность в силу высокого давления и необходимости сохранить газ в жидком состоянии. А для мазутов и битумов насосы должны иметь повышенную мощность, чтобы справиться с высокой вязкостью данных жидкостей.
При невозможности или нерентабельности отгона техники к стационарной АЗС, доставка топлива может осуществляться и портативными заправочными станциями.
Также особую роль при транспортировке играют счетчики расхода жидкостей, с помощью которых и осуществляется расчет стоимости отлитого топлива.