Спрос на автокраны в России находится на достаточно высоком уровне и не характеризуется тенденцией к снижению.
Заводы-производители не стоят на месте и постоянно предлагают новые модели этих строительных машин. Однако большинство стреловых и самоходных кранов, произведенных в России, отличаются сравнительно небольшой грузоподъемностью, в то время как рынок испытывает потребность в технике с грузоподъемностью от ста до двухсот тонн. Отечественные предприятия уже сделали первые шаги в этом направлении, но массовое производство техники с большой грузоподъемностью еще находится в перспективе.
С развитием рынка подъемной техники расширяется и предложение запчастей для автокранов. Их основными потребителями являются строительные компании, обслуживающие собственный парк техники, а также компании, предлагающие ее в аренду. Постоянным спросом пользуются запасные части для кранового оборудованию отечественного и импортного производства: детали для кранов КС-35715, КС-3577, КС-45717 марки «Ивановец»; запчасти КС-55727 (Машека); КС-35719, КС-4571 марки «Клинцы»; КС-4572, КС-55713, марки «Галичанин», а также к китайской технике марки XCMG.
На рынке автокранов России 80% занимают 3 компании
Основную долю рынка автокранов занимают российские производители. Около 80 % кранов отечественного производства приходится на 3 компании – «Автокран», «Клинцовский автокрановый завод» и «Галичский автокрановый завод». Ивановское предприятие «Автокран» и его бренд Ивановец имеют лидирующее положение на рынке России и стран СНГ. Доля этой компании на рынке постоянно растет и по итогам 2010 года составила 44,1%. Второе место занимает «Галичанин» - с 20,5%. На третьем – Клинцы, чья доля производства составила 15,8%.
До кризиса в объеме импортных поставокпервое место занимала продукция китайской компании XCMG, основного производителя строительной техники в Китае. Однако в следующие 3 года их доля снизалась до 8%, и первенство перехватили немецкие автокраны Liebherr, занимающие на конец 2010 года 42,6% российского рынка. Небольшую, но постоянную долю импорта подъемной техники в Россию занимает беларусское предприятие МогилевТрансМаш, поставляющее запчасти к автокрану Машека и краны этой марки российским заказчикам. Среди клиентов этой компании Сургутнефтегаз, закупающий оборудование на условиях обязательного испытания.
География экспортных поставок российских кранов также изменяется с течением времени. До кризисного 2008 года главными потребителями российской строительной техники были страны ближнего зарубежья: Украина, Казахстан и Туркмения. В них экспортировалось 67% строительной техники: краны Ивановец, Клинцы и другим. В 2010 году в втором и третьем местах российского экспорта появилось дальнее зарубежье, Алжир и Куба, занимающие 17,5% и 19,1% соответственно.
При сохранении темпов бизнеса строительных компаний, закупающих автокраны и запчасти Машека, Ивановца и др. производителей, аналитики прогнозируют восстановление рынка автокранов на докризисном уровне к середине 2012 года.