Газодизельная электростанция – это электрический генератор, у которого в качестве силовой установки
используется двигатель внутреннего сгорания, имеющий возможность работать на двух различных видах топлива – дизельном и любом виде газа. Такие устройства также получили названия двухтопливных электростанций.
Конструкция газодизельной электростанции объединила в себе преимущества обоих видов генераторов – газовых и дизельных.
Дизельные генераторы имеют достаточно большой моторесурс, обладают высоким КПД и генерируемой мощностью, возможностью устойчивой работы в неблагоприятных условиях, неприхотливы к качеству топлива. Однако все эти достоинства перечеркиваются высокой стоимостью дизельного топлива и сильным загрязнением атмосферы выхлопными газами.
Электрические генераторы, работающие на газу имеют свои преимущества – высокую экологичность работы, самую низкую стоимость топлива, гораздо больший моторесурс чем у дизель-генераторов. К качеству газа предъявляются высокие требования - он должен быть очищен от примесей серы. Мощность газового генератора значительно меньше в сравнении с дизель-генераторами с двигателем аналогичного объема. А пуск и стабильная работа в неблагоприятных условиях, особенно при низких температурах, крайне затруднительна. Недостатки достаточно существенные, они значительно ограничивают использование такого оборудования в отдаленных объектах и поселках, где требуется постоянное электроснабжение.
Газодизельный генератор – практически полностью избавлен от недостатков газового и дизельного генераторов. Газодизельный генератор использует дизельный двигатель, оптимизированный под подмешивание в топливно-воздушную систему от 30 до 80 процентов от общего количества расходуемого топлива.
Пуск газодизельного генератора происходит на дизельном топливе, что обеспечивает легкость пусконаладочных работ. В дальнейшем двухтопливная система обеспечивает поступление газа в цилиндры дизельного двигателя. Поджиг топливной смеси в цилиндрах происходит за счет воспламенения от сжатия минимальной запальной дозы дизельного топлива – всего около 20%. Такая технология позволяет использовать для работы двухтопливных генераторов абсолютно любого газа, в том числе и плохого качества низкого давления – природный, попутный, шахтный или даже биогаз. Экономия дизельного топлива позволяет добиться минимальных 50 грамм на один киловатт электроэнергии.
Количество вредных примесей в выхлопных газах при таком режиме работы уменьшается на порядок, что позволяет использовать генераторы в непосредственной близости от жилых помещений. Особенно успешен опыт использования газодизельных генераторов при бурении нефтяных и газовых скважен, когда бурение начинают на дизельном топливе, а при первом появлении газа переходят на двухтопливный режим работы.
Подача газа в цилиндры значительно увеличивает моторесурс двигателя. При этом основные характеристики генератора при работе в двухтопливном режиме практически идентичны при режиме на дизельном топливе. Устойчивость работы, прием нагрузки, коэффициент полезного действия изменяются лишь в незначительных пределах, в зависимости от процента использования газа. Благодаря особенности режима горения в цилиндрах сразу двух видов топлива, двигатель гораздо лучше откликается на изменение нагрузки даже при её резком увеличение или снижении.
Использование современных контроллеров для управления режимов работы двухтопливной системы питания двигателя позволяет добиться наиболее оптимальной работы генератора. При необходимости система управления сама подберет необходимое соотношение газа, топлива и воздуха, а в критические пиковые моменты переключит генератор в чисто дизельный режим работы.